Профориентационная работа в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Цель профориентации — подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Основные составляющие профориентационной работы:
- Профессиональное просвещение. Сообщение обучающимся сведений о профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, доведение до сознания школьников общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает потребность экономика региона.
- Профессиональная диагностика. Выявление профессиональных интересов и склонностей учеников с помощью тестов.
- Развитие интересов и склонностей обучающихся в различных видах профессиональной деятельности. Формирование и воспитание профессиональных интересов, уважения к профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.
- Профессиональное консультирование. Изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профориентационная работа начинается уже в начальной школе. С её помощью формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.
Некоторые формы профориентационной работы в школе: встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, участие в ярмарках вакансий и днях открытых дверей вузов. Также актуальными становятся различные профориентационные игры, мастер-классы и тренинги, которые помогают старшеклассникам развивать навыки, необходимые для разных профессий.